Программа волонтёрского отряда
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по воспитательной работе
А.А. Воронцова
УТВЕРЖДЕНО:
Директор ГБОУ СОШ №91
Н.Б. Духова
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
“Стратегия модернизации содержания общего образования” определяет основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Цели программы
- Развитие волонтерского движения в школе и формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
- Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
- Снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского движения школы.
Задачи программы
- Продвигать идеи волонтёрства и поддержки молодежных волонтерских инициатив в школах Петроградского района и города Санкт-Петербург;
- Определить направления деятельности волонтеров – социальное (помощь пожилым людям).
- Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров из учащихся 9-10 классов.
- Развитие личных и социальных компетенций участников, необходимых в волонтерской деятельности, повышение социального статуса волонтера через средства массовой информации.
- Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
- Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей для сверстников, пожилых людей.
Организация и структура волонтёрского движения
Руководят работой волонтеров – Малыкова Е.Ю. – социальный педагог.
Основой волонтерского движения является обучение добровольцев и участие в актуальных волонтерских мероприятиях города и района.
Основные направления в работе волонтёров
- Обучение волонтеров
- Просветительская работа.
- Индивидуальная и коллективная работа.
- Организация выступлений добровольцев с результатами их работы на отчетных собраниях.
Финансирование и материальная база
Работа волонтеров осуществляется на безвозмездной основе.
Место реализации программы
ГБОУ СОШ № 91 Петроградского района города Санкт-Петербурга и «Волонтерское движение Петроградского района»
Сроки реализации
01.09.2022 – 31.08.2025
Права и обязанности
Волонтер имеет право:
- Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям.
- Участвовать в форумах общественных молодёжных объединений.
- Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности по профилактике.
- На признание и благодарность за свой труд.
- Получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач.
- Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины)
- Прекратить свою деятельность о волонтерском объединении (по уважительной причине).
Волонтер обязан:
- Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу.
- Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения.
- Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей).
- Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже.
- Воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и предварительного одобрения.
- Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели.
Руководитель имеет право:
- Требовать от волонтера отчета за проделанную работу.
- Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.
- Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов.
- Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительного образования, необходимого ему для успешного осуществления его деятельности.
Руководитель обязан:
- Создать волонтеру все необходимые ему условия труда.
- Разъяснять волонтеру его права и обязанности.
- Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности).
- Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности.
- Проводить обучающие семинары и тренинги.
Заповеди волонтёров школы
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
- Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
- Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
- Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтёра
- Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
- Будь генератором идей!
- Уважай мнение других!
- Критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй!
- Обещаешь – сделай!
- Не умеешь – научись!
- Будь настойчив в достижении целей!
- Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтёров
- Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
- Знаем сами и малышей научим, как сделать свое здоровье лучше!
- Акции – нужное дело и важное.
- Скажем вредным привычкам – НЕТ!
- Мы донести хотим до каждого: Глупо – самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
- Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги “Я – лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”)
- Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! (Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
- Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование!
- День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
- Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
Работа волонтёров осуществляется по четырём направлениям
- «Мы в ответе за нашу планету» – организация субботников, экологических десантов, сбор макулатуры, сбор кормов, принадлежностей для животных в приюты «Верность», «Ржевка», «Брошенный ангел».
Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий школы; участие в экологических мероприятиях района и города.
Цель:
Способствовать положительным изменениям состоянию окружающей среды.
- «Нам жить и помнить!» – помощь ветеранам Великой Отечественной войны, жителям блокадного Ленинграда, сотрудничество с пожилыми людьми ЦСП «Доверие» и дома ветеранов сцены им. М.Г. Савиной, культурно-досуговое шефство совместно с ЦСП «Доверие» в рамках проекта социального театра «Сказки о главном», разговорный клуб «У кота Леопольда»
“Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.” Н.Г.Чернышевский
Актуальность:
- Молодое поколение стало забывать о значении победы в Великой Отечественной Войне, сама победа стала историй, сухими фактами из учебника.
- Отсутствие должного внимания подрастающим поколением к историческим корням – ветеранам войн и труженикам тыла, жителям Блокадного Ленинграда, века великих потрясений.
Цель:
Воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда, своей семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления.
Задачи:
- Формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- Воспитать уважение к национальной культуре, своему народу, традициям своей страны.
- Проявлять свою гражданскую позицию, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
- «Спорт и здоровый образ жизни!» – пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании.
Актуальность:
Наша современная молодежь не ведет здоровый образ жизни. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.
Цель:
Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:
- Воспитать у сверстников культ здоровья и научить их основам здорового образа жизни.
- Формировать у школьников навыки сопротивления влиянию социальной среды.
- Способствование преодолению вредных привычек учащихся путем привлечения их к физкультуре и спорту.
- «За новые горизонты!» – создание социальных проектов, обучение волонтеров, вовлечение в деятельность других.
Актуальность:
В настоящее время проектная деятельность является одним из основных способов решения уставных задач детских и молодежных объединений.
Цель:
Научить основам проектно-организационной деятельности.
Основные задачи:
- научить основам проектной деятельности, помочь ребятам освоить алгоритм написания проекта, его осуществления;
- создать группу инструкторов по социальному проектированию для помощи и консультирования всех желающих по написанию проекта.
Проект реализуется не ради самого себя, а ради решения конкретной проблемы!
Социальный проект необходим для того, чтобы решать пусть небольшие, но конкретные проблемы, чтобы видеть и анализировать результаты работы, чтобы систематизировать работу по следующим направлениям:
- изучению проблем,
- пошаговому решению проблем,
- привлечению добровольцев,
- поиску и привлечению партнеров,
- привлечению спонсоров.
Ожидаемые результаты
Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
- Владеть знаниями о здоровом образе жизни и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.
- Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды.
- Уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения друг к другу.
- Участие в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом, городом.
- Участие в социально значимых и экологических проектах, мероприятиях района и города.
Система навыков, приобретенных в школьном волонтерском движении:
- навык ответственного принятия решений;
- навык критического мышления и способности сделать правильный выбор;
- навык конструктивного поведения и управления собой в различных ситуациях.
Основные принципы:
- добровольность
- толерантность
- безвозмездность
- инициатива и оптимизм
- патриотизм
- взаимопомощь и поддержка
- развитие и самореализация
- партнерство и сотрудничество
- правовое равенство